Память человека: известное о неизвестном

Человеческий мозг является совершенным устройством, возможности которого оценены в настоящее время лишь весьма приблизительно. Тем не менее, уже имеющиеся оценки поражают воображение. Известный американский математик фон Нейман, который придумал используемую и поныне структуру компьютеров, рассчитал количество информации, которую способен запомнить человеческий мозг.

Это количество огромно — около 10 в 20-й степени бит, то есть. элементарных единиц информации. Столько информации не содержат даже крупнейшие библиотеки мира. И еще подсчитано, что в течение дня человеческий мозг порождает примерно 70 000 мыслей.
Практически с рождения человек начинает приобретать новый жизненный опыт. Примерно с годовалого возраста, а иногда и раньше человека начинают систематически чему-то обучать. Постепенно, с возрастом этот процесс интенсифицируется и становится наиболее активным в школьные годы, а также когда человек получает профессиональное образование. Период обязательного и активного обучения у современных людей занимает от 10—12 до 15—20 лет. Но и на этом обучение не заканчивается.

В иных, быть может, менее активных и менее организованных, формах оно продолжается дальше, нередко в течение всей жизни человека. Понятно, что без хорошей памяти обучаться чему-либо практически невозможно. В этом состоит одна из главных функций памяти человека. Память невозможно увидеть, в мозге человека нет конкретного места нахождения памяти и изучив мозг невозможно сказать, хороша или плоха память человека.
Память лежит в основе способностей человека, является условием приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование общества и личности. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного мира и достиг тех вершин, на которых он сейчас находится. Без постоянного улучшения этой функции дальнейший прогресс человечества немыслим. Память сделала человека человеком и сохраняет его таким — это совершенно справедливое утверждение, не требующее в свете сказанного выше дополнительного доказательства.

память 1Без памяти трудно представить себе жизнь человека. Благодаря памяти мы используем в повседневной жизни свой собственный опыт и опыт предыдущих поколений. Но можно ли совершенствовать и улучшить ее? От чего она зависит? Где хранится сама память? Почему человек помнит и почему он забывает? Где содержится память о том, что мы видим, слышим, размышляем? Попробуем ответить на эти вопросы.
Возможности памяти безграничны. Считается, что взрослый человек может запомнить от двадцати до ста тысяч слов. Примеры феноменальной памяти существовали во все времена:

Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат — до 30000 человек. Этими же способностями обладал и персидский царь Кир. Каждого из 20000 жителей Афин знали знаменитые Фемистокл и Сократ. А Сенека был способен повторить 2000 не связанных между собой слов, услышанных лишь раз.
• Гениальный математик Леонард Эйлер поражал всех необыкновенной памятью на числа. Он помнил, например, шесть первых степеней всех чисел до ста.
• Академик Абрам Иоффе знал наизусть всю таблицу логарифмов.
• Академик С. А. Чаплыгин мог безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад случайно всего один раз.
• Великий русский шахматист Алехин мог играть по памяти «вслепую» с 30-40 партнерами.
• Моцарту достаточно было услышать музыкальное произведение один раз, чтобы исполнить его и записать на бумаге. Прослушав «Мизерере» Аллегри (в 9 частях), он сумел по памяти записать всю партитуру этого произведения, которая сохранялась Ватиканом в тайне. При втором прослушивании Моцарт обнаружил в своей записи всего несколько неверных нот. Такой же музыкальной памятью обладал и Сергей Рахманинов.
• Дирижер Артуро Тосканини помнил каждую ноту из 400 партитур.
• Уинстон Черчилль знал наизусть почти всего Шекспира.
• Доминик О`Брайен из Великобритании сумел запомнить расположение перетасованных карт одной колоды за 38 секунд.
• Билл Гейтс помнит сотни кодов созданного им программного языка.

Но к сожалению, свойство мозга запоминать весьма избирательно. Информация может быть представлена во многих видах, но с теми из них, с которыми мы сталкиваемся в сознательной жизни, человеческий мозг работает хуже всего. Вероятно, в ходе эволюции способность человека запоминать будет развиваться, и в далеком будущем любой из наших потомков сможет хранить в памяти тексты целых книг и множество больших чисел. Пока же такие люди встречаются настолько редко, что являются феноменами.

Кроме примеров запоминания каких-то фактов и другой упорядоченной информации, имеется немалое число свидетельств другого рода. Великому французскому художнику Гюставу Доре, создателю гениальных гравюр, издатель однажды поручил сделать рисунок с фотографии какого-то альпийского вида. Доре ушел, забыв взять с собой фотографию. На следующий день он принес совершенно точную копию.

Самый удачный портрет президента Линкольна нарисовал его провинциальный почитатель, неизвестный художник из штата Нью-Джерси. Восторженный поклонник видел президента всего один раз в жизни. Узнав об убийстве Линкольна, он был охвачен горем и нашел утешение, нарисовав по памяти портрет.

Память гениев искусства способна на чудеса. Как известно, оглохший Бетховен писал музыку, а русский актер Остужев, потеряв слух, остался на сцене, и его помнят как выдающегося актера. Скульптор Лина По, умершая в 1948 году, продолжала создавать скульптуры, даже ослепнув. Полностью потеряв зрение, Лина По лепила замечательные портреты, статуэтки, создала более ста скульптур. А музыканты? Моцарт мог точно записать большую, сложную пьесу, слышанную лишь однажды. Композитор А. К. Глазунов легко восстанавливал утраченные партитуры музыкальных произведений. Известен интересный случай из биографии замечательного русского пианиста и композитора Сергея Васильевича Рахманинова. Однажды к Танееву должен был приехать Глазунов, чтобы сыграть только что написанную пьесу. Любивший подшутить Танеев спрятал в другой комнате студента консерватории Рахманинова. Через некоторое время после того, как Глазунов окончил играть, Танеев позвал Рахманинова. Юноша сел за рояль и, к величайшему удивлению Глазунова, повторил полностью его сочинение.

У французского государственного деятеля Наполеона была своя методика запоминания. Его секрет заключался в том, что он внимательно наблюдал и запоминал построение своей армии в период смотра. Например, он помнил имя пехотинца, который занимал место в третьем батальоне первой бригады, так же было со всеми бойцами. Но дабы не попасть в неловкую ситуацию Наполеон перед построением сверял данные у командиров. Благодаря данной методике Наполеон был полководцем, которого уважали абсолютно все солдаты его армии.

память10Если человеку нужно запомнить информацию, то предмет запоминания должен оставлять о себе яркое, четкое впечатление. До сих пор многие восхищаются феноменальной памятью известного политика Теодора Рузвельта. Данной уникальной возможностью Рузвельт обладал благодаря тому, что всегда имел глубокие и устойчивые впечатления.

Психолог Карл Сишор считает, что человек на протяжении всей своей жизни использует лишь десятую часть тех возможностей, на которые способна его память. Остальные же 90% запоминания, хоть и заложены природой, но вряд ли востребованы человеком. К сожалению, это приводит в основном к дискомфорту и различным проблемам в общественной, учебной и трудовой деятельности.
Вероятно, в ходе эволюции способность человека запоминать будет развиваться, и в будущем наши потомки смогут хранить в памяти тексты книг и множество чисел. Пока же такие люди встречаются редко и являются феноменами.

Искусство тренировать память пришло к нам из глубокой старины. Наше время обогатило его множеством эффективных приемов, особенно при подготовке разведчиков, у которых память — профессиональное качество. Один из этих приемов — умение отделить главное от второстепенного. Скажем, в любом разговоре главное, что нужно запомнить и усвоить, занимает небольшую часть. Остальное, как говорят ученые, — шумы. Незначащие факторы. Их и надо уметь отсеивать при беседе, чтении литературы, просмотре спектакля или фильма. В противном случае мозг утомляется и степень запоминания падает.

Конечно, постоянно отбирать нужную информацию непросто, это требует мыслительных усилий, напряженного внимания, умения сосредоточиваться, но это, как говорится, дело привычки. Этим качеством обладают не только разведчики, но и большинство людей умственного труда. Да и каждый человек может должен развить в себе эту способность, поскольку это замедляет старость и сохраняет психику, которую в наше бурное время так легко нарушить.

Жалобы на плохую память учащаются после 40 лет и тем более в пожилом возрасте. На самом деле, это не совсем так. Просто по окончании активной учебы отпадает надобность что-то заучивать, пропадает навык напрягать память, и она «детренируется». Актеры, которым приходится учить новые роли всю жизнь, и в старости справляются с длиннейшими текстами. Сейчас в некоторых странах, например, в Германии и США, все чаще люди, выйдя на пенсию, поступают в университеты (обычно на гуманитарные факультеты), вполне успешно занимаются и сдают экзамены наравне с юными однокурсниками.

Любая методика тренировки памяти строится на трех природных законах запоминания – это эмоции, повторения и ассоциации.
Советы по тренировке памяти(прочитайте в дополнении к этой статье на блоге статью » Как развить способности мозга»)

 .

• Занятным упражнением для развития способностей мозга будет чтение слов наоборот. Это могут быть вывески на улице, sms или отрывки из книги.
• Одно известно точно – развить свою память при должном усердии и терпении может каждый, и это подтверждено многочисленными исследованиями в области изучения человеческого мозга в целом и памяти в частности.
• Несколько раз в течение дня посмотрите на часы и попытайтесь вспомнить, что вы делали в это же время вчера, позавчера или на прошлой неделе. Вы сами удивитесь, как много интересного для себя откроете.
• Слушайте классическую музыку хотя бы по полчаса в день. Сделайте это занятие ежедневной привычкой. Это хорошая привычка поможет развитию вашего мозга!

• Упражнение, которое поможет вам активизировать большее количество зон коры головного мозга: время от времени закрывайте глаза и попытайтесь выполнить какое-либо действие с закрытыми глазами, например, почистить зубы или собрать вещи.
• Старайтесь задействовать как можно больше органов чувств. Сосредотачивайтесь на событиях, происходящих вокруг вас. Во время прогулок старайтесь улавливать то, что в повседневной жизни не замечаете: звук своих шагов, окружающие цвета, разговоры других людей. Подключайте зрение, слух и обоняние. Это поможет вам активизировать большее количество зон коры головного мозга
• Активизируем большее количество зон коры головного мозга так: старайтесь время от времени менять руки, например, приучите себя держать мышку при работе за компьютером левой рукой. Или размешивать чай не правой, а левой рукой. Примеров много, они ограничены только вашей фантазией.
• Знайте, что однообразная работа – главный враг вашей памяти и интеллекта!
• Соблюдение здорового образа жизни, полный отказ от вредных привычек, контроль над употреблением алкоголя, физическая активность и здоровый сон являются залогом сохранения отличной памяти на долгие годы.
• Нужно помнить, что мозг человека в процессе эволюции настроился больше именно на ночной отдых, поэтому и высыпаться нужно именно ночью, чтобы лучше восстанавливались клетки мозга. Взрослому человеку необходимо примерно 7-8 часов сна в сутки, подростку – около 9.
• Если вам предстоит много заниматься умственной работой, обогатите свой рацион пищей, богатой белками (мясо, печень, рыба, яйца), также стоит остановиться на хорошо усваиваемой пище (мясо гриль, вареные овощи), по возможности избегая сладкого, жирного или мучного. Не стоит насыщаться, лучше есть понемногу.
• Доказано, что употребление алкоголя негативно сказывается на умственном здоровье, и в большой степени – на памяти. Многие люди хорошо знают, как тяжело восстановить в памяти события, происшедшие при чрезмерном употреблении алкогольных напитков. Поэтому нужно избегать употребления любого алкоголя перед экзаменом, конференцией или совещанием – тогда ваша память сможет работать нормально.
• Не рекомендуется выполнять умственную работу в прокуренном или плохо проветриваемом помещении, так как память от этого только ухудшится.
• Один из главных советов – радуйтесь жизни. Наше эмоциональное состояние напрямую связано с развитием памяти. Если человек счастлив – он концентрируется только на хороших моментах в своей жизни, более глубоко воспринимает информацию и окружающую его действительность. Это способствует улучшению памяти.
• Все знают поговорку «Повторение – мать учения». Это абсолютная правда – чем больше вы повторяете прочитанное, тем лучше вы это запомните. Причем желательно заниматься повторением информации на ночь, перед сном. То же самое с именами людей – полезным будет повторить имя человека про себя пару раз, а то и вовсе связать его с каким-нибудь известным человеком, вроде певца или политика.
• Делать нужно так: вспоминайте все, происшедшее с вами за минувший день. Постарайтесь вспомнить даже самые мельчайшие детали и подробности событий. Это поможет вам развить память. Кроме этого, не лишним будет оценить совершенные вами за день поступки, при этом спрашивая себя: «Что хорошего я сделал сегодня? За какие поступки меня нужно осудить? Чему можно порадоваться, а над чем погрустить?»
• Если у вас появится минутка свободного времени, посвятите ее решению в уме простых арифметических задачек.
• Запоминание чисел, особенно больших, для многих людей становится неразрешимой задачей. Чтобы легче было запомнить число, пробуйте разбивать его на небольшие группы или же связать его с какой-нибудь ассоциацией.
• Трудно иметь эффективно работающий мозг, если ты куришь. От курения страдает не только наши легкие, но и наша память.
• Мозгу нужен отдых и расслабление, иначе он не сможет воспринимать информацию, а ваше внимание ослабнет! Уделяйте достаточно времени для сна и расслабления.
• Если боитесь забыть что-нибудь важное, попробуйте объяснить эту информацию другому человеку или зеркалу – запоминание информации пройдет для вас успешнее, если вы проговорите ее вслух.
• Общайтесь с людьми как можно чаще. Поиск нужных выражений, тем для разговора и нужных ответов на вопросы развивает память, ее способность анализировать и просчитывать.
• Люди, которые запоминают огромные числа, всегда имеют развитое воображение. Они представляют число в виде растений, животных и неодушевленных предметов, к примеру, двойка — лебедь, восьмерка — матрешка, единица — столб у дороги, шестерка — замок и т. д. Не можете представить картинку сразу в уме — нарисуйте.
• Совмещайте сразу несколько видов деятельности. Например, читайте книжку, когда варите суп или слушайте аудиокниги во время утренней пробежки. Это научит ваш мозг и память многозадачности.
• Больше танцуйте, двигайтесь, занимайтесь спортом. Это значительно улучшает кровообращение, в том числе и в головном мозге, активизирует психические процессы, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и переработку информации.
• Доказано, что развитие интеллекта и интеллектуальных способностей напрямую связано с количеством перерабатываемой информации. Работа с информацией точно так же тренирует мозг, как физическая нагрузка – тренирует мышцы.
• Если вы что-то забыли: значение слова, цифру из отчета, имя певицы, телефон друга — прежде чем сразу же лезть в словарь, пользоваться Интернетом или телефонной книгой, попытайтесь хотя бы в течение нескольких минут самостоятельно вспомнить забытое.
• Слушайте новые песни и запоминайте их слова. От этого в вашем организме повысится уровень ацетилхолина, который участвует в процессе построения мозга.
• Время от времени одевайтесь в темноте и чистите зубы левой рукой. Это поможет различным нервным соединениям мозга построить новые связи.
• Тренируйте зрительную память, анализируя окружающее пространство.
• Зайдите в комнату и попробуйте запомнить 5 любых предметов. Их цвет, размер и расположение. Ничего не записывайте. Подождите пару часов и попытайтесь восстановить эти данные.
• Стимулируйте память запахами! Когда вы готовитесь к выступлению на работе или к экзамену в университете окружайте себя запахами, которые стимулируют процессы запоминания — зажгите аромалампу с эфирными маслами: лимонным, мятным или розмариновым.
• Читайте художественную литературу, после чего вкратце записывайте имена героев и сюжет. Просматривайте время от времени записи и восстанавливайте прочитанное в памяти. Это поможет не просто тренировать память, но и прослыть эрудированной личностью в кругу друзей.
• Чтобы запомнить перечень дел, событий или предметов, попробуйте связать их в единую историю, которая должна быть последовательна и логична, но вместе с тем может содержать элементы абсурда и преувеличения.
• Придумайте сказку о делах на день и не стесняйтесь такого «детского творчества». Этот способ подходит людям любого возраста.
• Запоминая тот или иной список предметов, попробуйте вообразить, как они расставлены на знакомой улице, в вашей квартире или где-то еще. Затем еще раз мысленно пройдите весь маршрут и рассмотрите все, что вы там расставили.

Лень – как в мыслях, так и в действиях, негативно сказывается на способности человека запоминать. Не ленитесь думать, действовать и у вас всегда будет хорошая память. Жизнь проходит быстро и зачастую в спешке и суете мы попросту не замечаем и не запоминаем многих окружающих нас вещей и происходящих событий. Каждый человек воспринимает как должное то, что он помнит свое имя, имена близких людей, привычки, предпочтения. Задумайтесь, что бы вы делали, если бы вдруг забыли все это?

Нужно работать над своими способностями, тогда никаких проблем не возникнет!

И в заключении видео от Ивана Ивановича Полонейчика( ссылка  на сайт) – руководителя Центра интеллектуальных технологий. Он активно работает в области развития творческих способностей человека, занимается вопросами влияния музыки на развитие интеллекта человека.

Его уникальная система развития памяти и интеллекта по праву считается одной из лучших в СНГ. Она основана на методиках таких признанных специалистов, как Ричард Аткинсон, Доминик О`Брайен, Татьяна Никитина, Олег Степанов, Тони Бьюзен, а также на хорошо известных работах великих мыслителей прошлого — Аристотеля, Пифагора, Квинтиллиона, Цицерона. Он активно преподаёт свою уникальную систему, получившую массу положительных отзывов от его учеников. 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

5 комментариев на “Память человека: известное о неизвестном”

  • Светлана:

    Очень интересная статья. Спасибо! Читала и слушала Бетховена… Я всегда удивлялась возможностям человеческого мозга и так жаль, что мы не можем задействовать их все. Есть мнение, что человек использует не более 20% мозга… И трудно представить, как далеко шагнуло бы человечество, если бы эти возможности были задействованы хотя бы на половину…

  • Любовь:

    Не всем конечно досталась от природы такая феноменальная память как у Юлия Цезаря, но развивать свою память и следить за тем, чтобы не «черствели мозги» можно.

  • Спасибо и вам, что статья вам понравилась. Возможности человеческого мозга — это та загадка, которое человечество пытается разгадать. Но вряд ли это произойдет в ближайшее время?

  • Александр Рычко:

    еще бы люди пользовались этими возможностями…ведь работа-дом-работа не много ресурсов мозга задействует))))) Лучше выпить пива и изменить свою реальность настолько чтобы жизнь казалась сказкой без напряжения!!! Этим занимается большинство молодежи…а потом когда хочешь вернуть память….сделать это с каждым годом все тяжелее!!!

  • Елена Картавцева:

    Поразительно, на что способен наш мозг!

Оставить комментарий

Я не робот.

Обновления блога



Подпишитесь на мой блог! Введите Ваш email:

Доставляется FeedBurner

Яндекс.Метрика
УНИКАЛЬНЫЙ ВИДЕОКУРС
Обязательно кликни
заработок автосерфинг
Бесплатный курс
Бесплатный курс методика избавления от курения батюшкин секрет
Follow

Get every new post delivered to your Inbox

Join other followers: